Водка

Водки представляют собой напитки, полученные обработкой адсорбентом водно-спиртового раствора с добавлением в него ингредиентов или без них. В зависимости от вкусовых и ароматических качеств водки делятся на водки и водки особые. Особые водки отличаются от водок специфическим ароматом и оригинальным вкусом, которые создаются внесением таких ингредиентов, как эфирные масла и ароматные спирты. По внешнему виду, цвету водки, и водки особые имеют одинаковую характеристику — это бесцветные прозрачные изделия без посторонних включений и осадка.
История русской водки начинается со второй половины XIV века, когда в 1386 году генуэзское посольство впервые привезло виноградный спирт в Москву и продемонстрировало его великому князю и боярам. Во второй половине XV века сельское хозяйство России перешло на более новую, более прогрессивную систему землевладения — трехполье, что вызвало резкое увеличение производства хлеба, из излишков которого стало возможно производить промышленным способом хлебный спирт. В период с 1448 по 1478 год зарождается русское винокурение и изобретается технология перегонки спирта из местного сырья. В 1472 — 1478 годах Иоанн 3 устанавливает государственную монополию на производство и продажу хлебного вина, а также других алкогольных напитков (мед, пиво).
Слово «водка» в современном значении стало употребляться только в конце XIX века. До этого употреблялось много терминов названия водки торговых, бытовых, производственных, жаргонных. Со второй половины XVII века водку стали называть «хлебным вином». Существовали термины для определения качества водки: «сивуха», «перегар», «самогон», дожившие до наших дней несколько изменив свое значение. «Водками» называли лекарства, произведенные на спирту и продаваемые в аптеках, а также ароматизированные с помощью трав, ягод и фруктов напитки на основе «хлебного вина».
В 1533 году открылся первый » царев кабак » в Москве и торговля водкой сосредоточилась в руках царских чиновников. К концу века во всех областях России водка продавалась только в царских кабаках. Злоупотребления, воровство, пьянство царских служащих — «кабацких голов» привело в 1648 году к бунтам в Москве и других городах России. Они вошли в историю как «кабацкие бунты» и были жестоко подавлены. В середине XVII века пьянство в России достигло значительных размеров, усиливая нищету и разорение народа.
В начале XVIII века молодому царю Петру пришлось вести тяжелую Северную войну, испытывая острейшую нехватку средств. Одним из источников пополнения казны явилась откупная система на производство водки частным лицам. Выдавая откупа, Петр получал большие деньги, необходимые для ведения войны и строительства флота. С введением свободы винокурения откупная система была отменена.
Середина XVIII века считается «золотым периодом» в развитии русского винокурения.
31 марта 1755 года Екатерина 2 своим указом определила винокурение как исключительную привилегию дворян, освободив их при этом от всякого налогообложения. Другие сословия не имели права изготавливать водку и должны были покупать ее у государства. Во второй половине XVIII века появилось множество сортов водки. Водки частных производителей отличались от казенных высоким качеством, которое достигалось путем четверной перегонки и использованием непромышленных способов очистки естественными белками — коагулянтами (молоко, яичные белки).
В начале XIX века русскую водку завезли во Францию. В 1814 году водка появилась парижском ресторане «Вери», снятом российским правительством для питания офицеров.
В 1828 году Николай 1 отменил государственную монополию на водку, что было невыгодно государству, но чрезвычайно выгодно дворянству и купечеству.
Во второй половине XIX века российское правительство начало вводить акцизно-откупную систему и получив свободу, производители заполнили рынок дешевыми алкогольными напитками – «водками для народа», суррогатами из нетрадиционного сырья (картофельного и пр.). Россию захлестнуло повальное и хроническое пьянство.
В 60-70 годы XIX века начали основываться и быстро встали на ноги многие частные фирмы по производству и торговле водкой. В то время в России насчитывалось 5160 винокуренных заводов. Крупнейшими среди них были фирмы «Вдова М.А. Попова», «А. Долгов и Ко», «Торговый дом П. Смирнова».
Петр Арсентьевич Смирнов, племянник Алексея Смирнова, основателя семейного дела в Москве, в 30 лет стал купцом 3-й гильдии и владельцем самого большого винного завода, первым виноторговцем Москвы. В 1886 году он получил звание поставщика Российского Императорского двора. Его фирма выпускала множество сортов водок, настоек, бальзамов и даже виски. В 1894 году П. Смирнов преобразовал фирму в паевое товарищество, которым управляли также один из его братьев и двое его сыновей. Всего у Петра Арсеньевича было 13 детей. В 18б3 году один из них – Алексей, основал собственную водочную фирму в Москве, которая составила жестокую конкуренцию Товариществу отца. Знаменитая водка «Смирнов» хотя и была пшеничной, а не ржаной как казенная, не имела почетного звания «очищенная», которого удостаивались высшие сорта казенной водки, а по некоторым показателям была низкого качества.
В настоящее время водку «Смирнофф» производит и продает американская фирма «Хьюблайн «, которая в 1939 году выкупила дело у эмигранта из России Рудольфа Кунета, а он в свою очередь приобрел его в 1933 году у Владимира Смирнова, сына П. Смирнова. Марка «Смирнофф» по популярности и продажам всегда занимает почётные места в рейтингах. Российские потомки Смирновых образовали фирму «Пьер Смирнов и потомки» и начали выпускать в начале 90-х годов у нас в стране водку «Смирнов (столовое вино 21)», которая изготавливается по семейным рецептам, имеет отличное качество и занимает одно из лидирующих мест среди отечественных водок по продажам.
Рост пьянства в России в конце XIX века привел к выводу о необходимости введения в стране централизованного производства и торговли водкой, установления строгого контроля против всевозможных в этом деле злоупотреблений. Для выработки рекомендаций правительству была создана специальная авторитетная комиссия во главе с великим русским химиком Д. И. Менделеевым.
Четвертая монопольная реформа проводилась с 1894 по 1902 год в несколько этапов.
Было заложено строительство 350 казенных винных заводов, один из которых — Московский казенный винный склад номер 1 – известный в настоящее время как завод «Кристалл».
Благодаря трудам Менделеева стало возможным определить характер водки как русского национального крепкоалкогольного напитка. В течении полутора лет он вел поиски идеального соотношения объема и веса частей спирта и воды в водке, что очень сложно и трудоемко. Дело в том, что спирт при смешении с водой сжимает всю смесь и при купаже, к примеру, литра спирта с литром воды никогда не получается двух литров смеси.
Ученый вывел формулу для смешения воды и спирта в которой было 30 членов и она занимала 5 строчек. Спиртометрическими таблицами, разработанными Д. И. Менделеевым пользуются до настоящего времени во всех странах мира. Дмитрий Иванович доказал, что идеальное содержание спирта в водке — 40% объема. Оно практически не может быть получено при смешивании воды и спирта объемами, только при смешении точных весовых соотношений алкоголя и воды. После исследований Менделеева «Московской» стала считаться такая водка, которая помимо других характеристик, была разведена водой по весу точно до 40 градусов.
Эта рекомендация была в 1894 году запатентована правительством России как русская национальная водка — Московская особая. Московская особая водка — классический эталон водки, имеющий крепость 40 %, рассчитанных по объему. Приготовляется из зернового спирта «экстра» и исправленной воды. Дополнительные компоненты для смягчения вкуса — пищевая сода (гидрокарбонат натрия) и уксусная кислота.
Водочная монополия значительно укрепила государственный бюджет в начале XX века, выручка от продажи водки составляла более трети годового дохода страны.
Вступив в первую мировую войну, правительство России было вынуждено издать постановление о прекращении продажи водки населению. Все 2400 спиртовых заводов стали производить этиловый спирт для нужд фронта и медицины.
Декретами советского правительства в декабре 1917 и июле 1918 года был продлен запрет на торговлю водкой на время революции и гражданской войны.
После окончания гражданской войны в январе 1924 года вступило в силу постановление ЦИК СССР и СНК СССР о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР, а в октябре 1925 года началась повсеместная продажа водки населению.
За годы советской власти были сделаны новые шаги по повышению качества русской водки. Были разработаны марки водок, которые принесли мировую славу русской водке.
Совершенные производственные схемы, использование исключительно натурального растительного сырья, отсутствие синтетических веществ, точность соблюдения стандартов — все это легло в основу высоких вкусовых качеств русского напитка.
В конце 70-х годов СССР столкнулся с серьезной проблемой: острой необходимостью защиты своего приоритета в изобретении водки. Американские фирмы попытались лишить СССР возможности рекламировать и продавать водку, ряд отечественных марок подверглись бойкоту. Фирмы утверждали, что они начали производить водку раньше, чем в Советском Союзе. Приоритет в изобретении водки остался за Россией, т.к., западные фирмы не смогли представить убедительные данные, подтверждающие дату первоначального изобретения водки на их территории.
В 1978 году руководители государственной водочной монополии ПНР попытались доказать, что на территории бывших королевства Польского, княжества Литовского и Речи Посполитой, включая Украину, водка была изобретена раньше, чем в России, на основании чего право продавать на внешнем рынке свой товар под названием «водка» должна была получить лишь Польша.
В 1982 году решением международного арбитража за СССР был окончательно закреплен приоритет признания водки как русского национального напитка. Только СССР получил право на ее рекламу под этим именованием на мировом рынке, был признан также экспортно-рекламный лозунг русской водки «Только водка из России — настоящая русская водка». Громадную работу в исследовании истории возникновении в провел В.В. Похлебкин — известный специалист по истории кулинарии и напиткам. Книги Похлебкина о водке помогли защитить приоритет России, а также увидеть роль водки в жизни государства и общества.
Начиная с 60-х годов, экспорт водки является стабильной и крупной статьей валютных поступлений СССР. Именно за годы Советской власти русскую водку узнал весь мир, именно за эти годы русская водка приобрела заслуженный авторитет и престиж на международном рынке. Для экспорта были зарегистрированы 12 торговых знаков водок: Столичная, Московская, Юбилейная, Кубанская, Зубровка, Охотничья, Перцовка, Лимонная, Столовая, Крепкая, Русская, Старка. Московская и Столичная много лет занимают место в десятке самых распространенных водок в мире.
Сильный удар по спирто-водочной промышленности был нанесен в годы перестройки. Указ “ О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма” 15 мая 1985 года нанес невосполнимый материальный урон как отрасли, привел к закрытию ряда ликеро-водочных заводов.
Не успела русская водка пережить одну неприятность, как за ней последовала другая: 7 июня 1992 года Президентом России Б. Н. Ельциным был издан указ, отменяющий государственную монополию на водку. Таким образом, длившаяся 68 лет и доказавшая свою эффективность первая Советская монополия на водку была упразднена. С середины 1992 года в России любой и каждый мог производить, закупать за границей, торговать водкой на основе лицензии.
Как итог сразу же российский рынок захлестнул поток иностранных псевдоводок, бурно распространилось самогоноварение, снизилась доля водок имеющих государственные гарантии качества. Резко возросла стоимость водки, ухудшилось финансовое положение государства, произошел разнобой в ценах на водку в различных регионах страны, большинство ликеро-водочных заводов оказались на грани банкротства.
Отмена монополии пагубно сказалась на экспорте русской водки. Бывшие республики СССР не только наращивают выпуск и экспорт Московской и Столичной, но и занимаются продажей лицензий на их производство за границу.
Тем не менее, истинные русские водки все еще пользуются высокой популярностью в Европе, Америке, Японии. Они также престижны, как икра, меха и бриллианты “русской огранки”. Мировая стоимость торговых марок Московская и Столичная оценивается в 400 млн. долларов.
Русская водка – валютный товар России. Владельцем ее торговых марок должно быть только государство, которое способно разрешить возникнувшие проблемы с технологией производства и внешнеторговой деятельности. Сегодня российский производитель контролирует лишь 4% на мировом рынке русской водки.
В 1993 году был издан Указ президента “О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную торговлю алкогольной продукцией.”
В 1996 году российское правительство ввело ограничительные импортные квоты на питьевой спирт и водку. В Россию запрещен ввоз российских марок водки импортного производства.
Среди иностранных производителей водки высокого качества выделяются: Польша – с громадным количеством сортов водок, в основном из картофельного сырья, пользующихся мировой известностью, Швеция – с всемирно известной водкой “Абсолют”, Финляндия – с популярной водкой “Финляндия”, Германия – с водками имеющими русские корни из эмиграции первой волны: “ Горбачев”, “Распутин”, “Фаберже” и др., США – с самой продаваемой водкой в мире “Смирнофф”, а также водками “Блек Игл”, “Уайт Игл”, “Вольфшмидт”.

Опубликовано 12 Окт 2009 в 17:51. В рубриках: Бар, Видео, Вино в ресторане. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

Комментарии закрыты.

Метки

Рубрики

Cafe Pushkin, Moscow

 
free counters